Ну-с, теперь, когда я как следует подтвердил на практике свои подозрения, самое время подвести некоторый итог обучения в автошколе. (Напоминаю: я учился не в мотошколе, а в автошколе, где предоставляют возможность обучения на все категории, в том числе и на "А". Однако, насколько я знаю, в мотошколах ситуация зачастую не намного лучше.)
Ниже я приведу список того, что лично я считаю абсолютно необходимым для "нулевого" этапа. Иными словами - список навыков, которыми должен обладать человек, получающий права категории "А", покупающий мотоцикл и собирающийся на нём ездить.
Некоторые пункты выделены курсивом, и это выделение я поясню ниже.
Не поленитесь прочитать список навыков и мои примечания к нему, если вы собираетесь покупать байк и выезжать на нём на дорогу.
Ладно, навык - это слишком круто. Пусть это будет хотя бы стадия умения, которую уже проще перевести в стадию навыка.
Итак, мотоциклисту необходимо уметь как минимум:
1. Трогаться с места
2. Ехать по прямой (в том смысле, что по прямой, а не зигзагами)
3. Уверенно держаться на мотоцикле на малых скоростях
4. Маневрировать на малых скоростях (разворот, объезд препятствия)
5. Останавливаться (с постановкой ног и переключением на нейтральную передачу)
6. Переключаться с первой на вторую, со второй на первую передачу
7. Переключаться со второй на третью, с третьей - на вторую или первую передачи
8. Пользоваться поворотниками
9. Пользоваться зеркалами заднего вида
10. Притормаживать с последующим продолжением движения
11. Притормаживать с переключением на пониженную передачу и последующим продолжением движения
12. Маневрировать на малой скорости в ограниченном пространстве (на полувыжатом сцеплении)
13. Ехать по прямой на скорости 40 км/ч
14. Перестраиваться
15. Проходить поворот на скорости 20 км/ч
16. Знать на практике ПДД (поверьте, тот же проезд перекрёстков по картинкам в экзаменационных билетах не освоить!)
17. Пользоваться звуковым и/или световым сигналом
18. "Сдавать назад", не слезая с мотоцикла, корректируя траекторию рулём
19. Грамотно пользоваться рычагом сцепления
20. Пользоваться передним ручным тормозом
21. Пользоваться задним ножным тормозом
22. Отрывать одну руку от руля (чтобы показать поворот или торможение)
Теперь момент истины. Курсивом я выделил те умения, которые мне прививали на занятиях, по итогам которых я получил право управления транспортным средством категории "А".
Жирным текстом набраны те, которые приходится - и придётся ещё очень долго! - осваивать самостоятельно.
Возможно, те из читателей, которые водят автомобиль, уже заметили, что пункты в целом отображают то, чем достаточно овладеть для получения прав категории "В". И то! Да, нам всё это показывают, но говорить о том, что у выпускника автошколы сформированы навыки, например, перестроения или прохождения поворота - я вас умоляю!
Так в каком же состоянии выпускают на дороги нас, мотоциклистов? Чему нас учат? Если открыть "учебник начинающего мотоциклиста" 55-го года издания и полистать страницы, посвящённые вождению, станет ясно: в автошколах до сих пор считают, что навыков, которые были достаточны для мотоциклиста 50-х гг, достаточно и сейчас. Нас учат маневрировать на малой скорости (автоматически считается, что тот, кто умеет удержаться на мотоцикле на малой скорости, удержится и на большой), меееедленно трогаться и мееееедленно тормозить, и обозначать манёвры с помощью руки. Никаких зеркал, никаких поворотников, и даже иногда (как в моём случае) - один только задний тормоз. Таких навыков хватит разве что для того, чтобы прокатиться в деревне по пустой просёлочной дороге на дедушкином "дырчике". Но никак не для того, чтобы ездить на мотоцикле в достаточно крупных городах (не говоря уж о мегаполисах). Человек, легально открывший в правах категорию "А", если ему не повезло со школой, может реально не уметь пользоваться зеркалами, тормозами, поворотниками, не уметь перестраиваться и вообще с трудом представлять, как организовано дорожное движение...
Вот такие пироги.
Делайте выводы.